Institute of additional education: Traditions and perspectives

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The formation stages and the current state of pre-university training of foreign citizens at the Belarusian State University are considered. The achievements are noted, the prospects and main tasks for the further development of pre-university education are determined. The structure of the Institute of Additional Education created at the university in 2020 is presented. It is concluded that the creation of the Institute of Additional Education of the Belarusian State University made it possible to coordinate and intensify the work on the export of education, as well as to improve the quality of training of foreign citizens through the improvement of traditional and the introduction of the latest educational and information technologies into the educational process.

Full Text

Формирование системы доуниверситет- по ноябрь был сформирован подготовительный ского образования иностранных граждан факультет, и уже 27 ноября в г. Минск прибыло в Белорусском государственном университе- 59 граждан Республики Куба, ставших первыте началось в далеком 1961 г. В период с июня ми иностранными слушателями факультета. В первое десятилетие его работы (1961-1970) обучение прошли 569 человек из 13 стран, причем 501 слушатель был направлен правительством Вьетнама. В 1971-1980 гг. на факультете обучались 1944 слушателя из 74 стран, в том числе 447 - из Вьетнама, 144 - из Гвинеи, 111 - из Афганистана, 110 - из Алжира. Период с 1981 по 1990 г. ознаменован самым большим количеством обучающихся - 2559 слушателей из 68 стран, в том числе 289 - из Сирии, 272 - из Ливана, 176 - из Иордании, 150 - из Вьетнама, 146 - из Йемена и т. д. (Система доуниверситетской подготовки иностранных граж дан, 2022: 14). Преподаватели факультета помогали готовить национальные кадры не только в стенах БГУ - более 50 из них были командированы в университеты 22 стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1991-2000 гг., несмотря на сложности этого периода, обучение на подготовительном факультете прошли 1774 слушателя из 59 стран. В этот период начинается активное сотрудничество с Китайской Народной Республикой - в 1990-е годы обучение на факультете прошли 477 слушателей из КНР (Система доуниверситетской подготовки иностранных граж дан, 2022: 14-15). Очередным этапом развития доуниверситетского образования в БГУ стало создание факультета доуниверситетского образования (ФДО). Решением Ученого совета БГУ 1 июля 2000 г. были объединены подготовительный факультет для иностранных граждан и факультет доуниверситетской подготовки и профориентации молодежи, где обучались выпускники белорусских школ. На протяжении следующих двух десятилетий последовательно осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на поддержку существующих механизмов набора иностранных студентов и создание новых. Одним из перспективных направлений стало развитие инфраструктуры экспорта образовательных услуг через рекрутинговые агентства, а также открытие информационно-образовательных структур БГУ (сетевого маркетинга) за рубежом. С целью обеспечения высокого качества подготовки иностранных граждан к обучению в вузах страны, наряду с организационными мероприятиями, велась непрерывная работа по созданию современных учебников и учебных пособий, учитывающих передовые тенденции в сфере образования. Так, в 2011 г. преподавателями факультета было подготовлено учебное пособие нового поколения по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный». Это первое в Беларуси учебное издание по РКИ с белорусской национально-культурологической ориентацией. Через пять лет было разработано новое учебное пособие «Русский язык как иностранный. Базовый уровень. В 3 частях: А0, А1, А2» с элементами рабочей тетради для студента. Необходимо также отметить создание уникального учебно-методического комплекта «Русский язык как иностранный. Общее владение. I сертификационный уровень», который объединил пять пособий, преследующих несколько задач: выполнение заданий на практических занятиях, самостоятельная работа обучающегося, контрольно-измерительные материалы и проч. Весной 2020 г. в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования в БГУ руководством университета принято решение объединить факультеты, работающие в данном направлении. В результате проведенной работы 1 июля 2020 г. был создан Институт дополнительного образования (ИДО) БГУ, в структуру которого вошли: • факультет доуниверситетского образования иностранных граждан - собственно прежний ФДО; • факультет повышения квалификации и переподготовки кадров; • учебный центр доуниверситетской подготовки, основной задачей которого стала работа по реализации программ подготовительного отделения и подготовительных курсов для белорусских граждан. Перед руководством педагогическим коллективом ИДО были поставлены следующие задачи: Navoichyk, P.I. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 32-36 • развитие лучших международных образовательных технологий и практик, выработка навыков межкультурной коммуникации, гибких компетенций иностранных граждан с акцентом на их адаптивность в условиях глобализации; • развитие сетевого взаимодействия ведущих вузов, обмен лучшими научными, образовательными, социокультурными практиками; • формирование медиаобраза университета как одного из самых интернациональных и многопрофильных в Беларуси; • развитие поликультурной среды кампуса, формирование междисциплинарных профессиональных и социокультурных компетенций иностранных граждан (Актуальные проблемы обучения иностранных граждан, 2021: 7). Данное решение позволило снять определенную внутреннюю конкуренцию на образовательном поле, оптимизировать кадровую работу и при этом не нарушить сложившуюся систему подготовки иностранных и белорусских граждан по программам подготовительного отделения. С целью оптимизации работы по конкретным учебно-методическим направлениям структура ФДО при создании Института также была реформирована: вместо двух кафедр (русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин, а также кафедры доуниверситетской подготовки) были созданы три: • русского языка как иностранного; • русского языка как иностранного в профессиональном обучении; • общеобразовательных дисциплин. Большое значение для дальнейшего развития довузовского образования имеет недавно принятый в Беларуси новый Кодекс об образовании. Он максимально учитывает современное состояние системы образования и перспективы ее развития. В частности, сделан акцент на включение в учебный процесс дистанционного обучения, что предполагает активное обращение к цифровой образовательной среде, интеграцию традиционных и электронных средств обучения. В связи с этим особую значимость приобретает разработка электронных учебно-методических комплексов. Для решения данной задачи в 2021 г. на ФДОИГ была создана Лаборатория цифровизации довузовской подготовки. За истекший период сотрудниками лаборатории разработаны курсы по всем учебным дисциплинам, в которых содержатся задания для самостоятельной работы обучающихся, домашней работы и работы на занятиях. Материалы представлены в различных форматах, позволяющих успешно воспроизводить их как на интерактивной доске или компьютере, так и на телефоне, планшете. С целью внедрения наработок лаборатории в учебный процесс регулярно проводятся учебно-методические семинары по работе с различными образовательными интернет-ресурсами, по работе в системе LMS Moodle. Таким образом, модернизация информационно-технического обеспечения на ФДОИГ БГУ и обеспечение учебной ресурсной базой позволили внедрить разработанные электронные материалы и образовательный интернет-контент в традиционное аудиторное обучение с использованием интерактивных панелей (мультибордов). В настоящее время перед кафедрами стоит также задача достичь более совершенной сбалансированности в преподавании общеобразовательных учебных дисциплин и РКИ. Планируется создание творческих коллективов, объединяющих в своем составе филолога (специалиста по РКИ) и преподавателя-предметника (физика, математика и проч.) для разработки учебников и учебных пособий по общеобразовательным дисциплинам с максимальным учетом языковых знаний и умений иностранных слушателей на разных этапах подготовки. Навойчик П.И. Русский тест: теория и практика. 2022. Т. 8. № 1. С. 32-36 Общеизвестно, что для успешного преодоления языкового барьера аудиторных занятий недостаточно. Важным направлением адаптационных мероприятий, является вовлечение слушателей в культурно-массовую деятельность. В 2020/2021 учебном году на ФДОИГ были открыты кабинеты русской, белорусской и мировой культур. На их базе была организована работа клубов, что позволило разнообразить спектр социокультурных мероприятий, организуемых факультетом. К примеру, литературно-музыкальная композиция «Язык родной! Как ты прекрасен!», прозвучавшая на белорусском, русском, чеченском, монгольском, турецком и китайском языках, открыла неделю языка в клубе русского языка. В рамках работы кабинета белорусской культуры благодаря педагогам из центра дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» г. Минска иностранные слушатели узнали о секретах народного творчества: способах подготовки соломки, методах работы с ней. И такие мероприятия проводятся на протяжении всего учебного года. Успешная деятельность по развитию системы подготовки иностранных граждан невозможна без расширения и укрепления международного сотрудничества. Основным и важнейшим российским партнером Белорусского государственного университета в системе довузовского образования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов». Наши преподаватели регулярно участвуют в совместных методических вебинарах, научных конференциях, готовят слушателей к международным олимпиадам и проч. Так, на нашем факультете ежегодно проводится научно-практическая студенческая конференция «Per aspera ad astra». Научные работы победителей вузовского этапа представляются на международной студенческой научно-практической конференции, организаторами которой являются совместно ФДОИГ ИДО БГУ и Институт русского языка РУДН. В текущем учебном году наши слушатели также приняли участие в Международной олимпиаде для иностранных студентов «Русский язык в профессии», организованной Институтом русского языка РУДН. Входящий в состав ИДО факультет повышения квалификации и переподготовки также вносит свою лепту в развитие системы подготовки кадров по РКИ. Образовательные программы по русскому языку как иностранному занимают в деятельности факультета особое место: осуществляется переподготовка по специальности «Русский язык как иностранный», организовываются и проводятся программы повышения квалификации и обучающих курсов (практикумов) для различных категорий слушателей из Беларуси, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. Таким образом, создание Института дополнительного образования позволило скоординировать и активизировать работу по экспорту образования в университете, а также повысить качество подготовки иностранных граждан благодаря совершенствованию традиционных и внедрению в учебный процесс новейших образовательных (в том числе информационных) технологий.
×

About the authors

Pavel I. Navoichyk

Belarusian State University

Author for correspondence.
Email: navoich@bsu.by
PhD in Philology, Director-Dean of Additional Education 4 Nezavisimosti Avenue, Minsk, Belarus, 220030

References

  1. Lyubeckaya, E.P, & Navoichyk, P.I. (Eds.) (2021). Actual problems of education of foreign citizens in the system of pre-university education: collection of articles dedicated to the 100th anniversary of Belarusian State University and the 60th anniversary of Institute of Additional Education, 3. (In Russ.). (CD-ROM).
  2. Navojchyk, P.I., Kishkevich, E.V., & Molofeev, V.M. (Eds.) (2022). System of pre-university training for foreign nationals. Belarusian State University Publ.. (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Navoichyk P.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.