HUMAN MODEL IN THE CONTEXT OF THE RELATIONAL PARADIGM OF THEORETICAL PHYSICS
- Authors: Egorov D.G1
-
Affiliations:
- Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia
- Issue: No 3 (2022)
- Pages: 95-104
- Section: METAPHYSICAL ASPECTS IN THE HUMANITIES
- URL: https://hlrsjournal.ru/metaphysics/article/view/32193
- DOI: https://doi.org/10.22363/2224-7580-2022-3-95-104
- ID: 32193
Cite item
Full Text
Abstract
The main problems of the concepts of consciousness: explanation of the mechanism of the psyche; substantiation of free will; tabula rasa problem; the nature of the principles of scientific theories and morality - do not have a satisfactory solution within the framework of materialistic concepts. There are reasons to believe that consciousness goes beyond space-time, which leads to the idea of substantiating the nature of consciousness from the standpoint of the relational paradigm of theoretical physics.
Full Text
Введение Данная работа есть авторский ответ на один из основных вопросов философии: Что такое человек?. Мы начнем с критики двух основных форм материалистической антропологической модели. Затем покажем, какие возможности открывает при построении альтернативной модели реляционная физическая парадигма (концепция бинарной геометрофизики [1-5]). Основные альтернативные точки зрения о природе сознания и его соотношения с телом (мозгом): 1. Материалистический монизм: Сознание есть производное работы мозга: «…человеческий разум заключен именно в способностях мозга, материального органа с совершенно не загадочными, но поразительными способностями…» [6. С. 34]. В своей крайней форме это - редукционалистский физикализм, с отказом от идеи реальности ментального (Р. Карнап, У. Куайн). 2. Материалистический интеракционизм. Наиболее известный представитель - К. Поппер1: хотя нейрофизиологические процессы мозга происходят одновременно с сознательными процессами, вторые не сводятся к первым. Сознание (самость) является «владельцем» мозга, а не наоборот [8]. 3. Идеалистический интеракционизм (дуализм). Это философская позиция основных монотеистических религий. В Новое время сформулирован как философская позиция Р. Декартом [9]: человек есть соединение материального тела и идеальной субстанции (души)2. Основные проблемы материалистических концепций сознания Если вынести за скобки вопросы, связанные с обоснованием эволюционного происхождения человека, основные проблемы материалистических концепций сознания: а) объяснение механизма психики; б) обоснование свободы воли; в) проблема априорной информации (проблема tabula rasa); г) природа принципов научных теорий; д) природа морали. А. Проблема материалистического объяснения механизма психики в том, что скорости любых биофизических и биохимических процессов не позволяют построить адекватных моделей психики: «Ясно, что мозг мощнее любого суперкомпьютера. Тактовая частота процессора измеряется в герцах или терагерцах; а у человека всего лишь килогерцы. Сигнал идет от нейрона к нейрону не со скоростью света, а 1400 м в секунду. Тем не менее, мозг «крутится» намного быстрее» [10; 11]. Предположению, что психика есть результат процессов в мозге, противоречат многократно зафиксированные факты сохранения интеллектуальных способностей при повреждении (удалении) значительной части мозга, вплоть до значительной части лобных долей, и даже целого полушария [10; 12]3. Б. Обоснование свободы воли. С момента появления материализма эта проблема является одним из главных камней преткновения для оного: если сознание есть производное от физиологических процессов в мозге, а сами они подчинены детерминистическим законам физики, значит, все наши мысли и эмоции предопределены, а свобода воли - иллюзия. Собственно, основоположник европейского материализма Демокрит сделал именно этот вывод. Эпикуром и Лукрецием Каром для преодоления детерминизма школы Демокрита4 было предложено обоснование свободы воли как следствие 2 В литературе можно найти много других концепций природы сознания, и его соотношения с телом, различающихся какими-то философскими нюансами. Для наших целей, однако, приведенной классификации вполне достаточно. Из значимых альтернатив нами обойден, пожалуй, только субъективный идеализм (то есть полное отрицание реальности материального), - в силу того, что проблематика субъективного идеализма выходит за рамки предмета нашей работы. 3 Конечно, мы не отрицаем, что состояние мозга воздействует на психику (достаточно выпить алкоголь или получить сильный удар по голове, чтобы убедиться в этом). Но это взаимодействие двух взаимосвязанных систем, а не единственной причины (физиологии мозга) и следствия (психики). 4 «В самом деле, лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков; миф дает надежду на умилостивление богов посредством почитания их, а судьба заключает в себе неумолимую необходимость» [13. С. 599]. 96 Егоров Д.Г. Модель человека в контексте реляционной парадигмы теоретической физики принципиально непредсказуемых случайностей (учение о «clinamen» - возможности самопроизвольного отклонения атомов от прямолинейного движения [14]); в ХХ в. оно получило вторую жизнь на основе концепции квантовой неопределенности в поведении элементарных частиц. Здесь мы присоединяемся к мнению К. Поппера [7. Гл. 6], что обе эти концепции неудовлетворительны: реальность свободы воли интуитивно очевидна (признание ответственности за свои поступки лежит в основе морали и права, то есть, в сущности, всей нашей цивилизации); случайность в основе поведенческого выбора не объясняет его целенаправленность и устойчивость («свобода» воли превращается тогда в принципиальную иррациональность воли). Сам Поппер считал сознание и человеческую свободу проявлением материальной природы, но подчеркивал, что это качественно новые свойства (эмердженции), основывающиеся, но не сводимые к биофизическим (биохимическим) процессам. Возможность появления свойств, не детерминированных физикой мозговых процессов, К. Поппер обосновывал своей концепцией индетерминистичности: Вселенная может на макроуровне подчиняться законам Ньютона и при этом быть невычислимой [7. Гл. 6]. По нашему мнению, эта схема Поппера также недостаточна для объяснения феномена сознания (и самосознания - то есть чувства «я есть»). Впрочем, главная (на наш взгляд) проблема материалистического интеракционизма - следующая в нашем списке. В. Проблема априорной информации. Проблема в том, что человеческое мышление, язык5, и даже восприятие6 предполагают наличие некоей изначальной базы данных, которая затем, в процессе развития и воспитания, растет и усложняется, но в ее отсутствие никакая интеллектуальная деятельность начаться просто не может (как никогда не начнется рост искусственного интеллекта в компьютере, если на нем нет инициализирующих этот рост программ). Если мы отрицаем существование таких априорных знаний, то остается только одна альтернатива: сознание человека при рождении есть tabula rasa, на которой опыт «записывает» впечатления, обобщением которых и являются 5 «…Носитель языка знает множество вещей, которым он вовсе не обучался, а его обычное языковое поведение, по-видимому, невозможно объяснить в терминах «регуляции поведения стимулами», «обусловливания», «обобщения и аналогии», «моделей» и «привычных структур» или «предрасположений к реакции» в любом приемлемом и вразумительном смысле этих терминов, которыми слишком долго злоупотребляли» [15. С. 144]. 6 Восприятие (не говоря уже о собственно мышлении) - проекция идеальных моделей на реальность: так, из огромного потока зрительной информации (это - многие гигабайты информации в секунду) взгляд человека выделяет образы (гештальты): «Наше восприятие на самом деле начинается изнутри - с априорного убеждения, которое представляет собой модель мира» [16. С. 197-198]. Это необходимо предполагает априорный набор эталонных образов в сознании. Конечно, они нарабатываются в процессе воспитания и обучения, строятся из набора первичных геометрических интуиций, но этот первичный априорный набор необходим, иначе никакое восприятие просто не сможет начаться. Откуда этот набор априорных моделей реальности - из опыта? Но опыт уже предполагает его наличие. 97 Метафизика, 2022, № 3 (45) наши знания о мире (и вообще все содержание сознания). Соответственно, основным методом мышления является индукция («обобщение опыта»). Концепция tabula rasa в целом и индуктивной природы научного (как, впрочем, и любого иного) знания была подвергнута К. Поппером сокрушительной критике: 1. индуктивное построение теории не то чтобы сложно или неэффективно, а попросту невозможно: обобщение уже предполагает общее как свое основание [17. С. 299, 336; 18. С. 88-93, 124-126; 7. С. 17, 33, 349]; 2. «первичных впечатлений», якобы автоматически образующих в нашем сознании картину реальности, не существует: восприятие есть соотнесение данных органов чувств с уже существующей моделью действительности [7. С. 68-69]. К. Поппер, как критик tabula rasa, конечно, признавал наличие врожденных знаний [7. С. 250], но как объяснение его природы ограничивался общими ссылками на «эволюцию». Последовательный материализм никаких других вариантов просто не оставляет: «Откуда наш мозг берет априорные знания, необходимые для восприятия? Частично это врожденные знания, записанные у нас в мозгу за миллионы лет эволюции» [16. С. 199]. То есть мы вынуждены предположить, что в сознании априорные модели реальности появились в результате случайных генетических сбоев, и в генетическом же коде хранятся и передаются («записываются в мозгу»). Однако генетический код кодирует структуры белков, и более ничего - и уж точно не содержит идей существования мира, пространства, времени, логические отношения7, начальные грамматические структуры [15] и т.д. Г. Природа принципов научных теорий. Эта апория близка к (В), но не сводима к ней. Примем, что эволюция каким-то образом создает начальную картину мира у человека (впрочем, как и у любого живого существа). Человек, в отличие от других живых существ, может эту модель усложнять и уточнять: при 7 Истинность законов логики можно свести к истинности теории множеств. В то же время, аксиомы теории множеств лежат в основе физических и математических законов, упорядочивающих мир. Эта когерентность, по нашему мнению, и лежит в основе способности познавать: от обыкновенного «здравого смысла» до науки в строгом смысле этого слова. А теперь мы предлагаем обратить внимание на следующее: никакой опыт не может привести нас к этому знанию, ибо оно предпослано любому опыту. Все известные автору материалистические объяснения появления норм логики содержат ту или иную форму порочного логического круга, например: «…понятия логики и множества не были получены явным применением каких-либо экспериментальных процедур. Эти понятия возникли как производные от человеческой интуиции, но сама она отнюдь не является априорной - была выработана в процессе биологической и затем социальной эволюции в целях адаптации к окружающей действительности… в роли “экспериментальной процедуры” здесь выступает вся эволюция, которая просто методом отбора создает соответствие интуиции и реальности» [19. С. 102]. Здесь мы видим, что ответ на вопрос «с какой целью» отождествляется с ответом на вопрос «как»: конечно, для адаптации к окружающей действительности логическое мышление весьма желательно. Однако отбор может быть произведен из уже имеющихся методов обработки информации: популяция, соблюдающая в мышлении нормы логики, выживает; особи и популяции с системными сбоями в мышлении вымирают. Но это не ответ на вопрос, как же эти «интуиции» появились. 98 Егоров Д.Г. Модель человека в контексте реляционной парадигмы теоретической физики появлении факта, не согласующегося с моделью мира, человек выдвигает гипотезу, то есть предположение, которое, проходя проверку практикой, становится теорией (до появления новой проблемы, с повтором всего процесса). И научное, и обыденное мышление в принципе строятся одинаково: выдвижением новых теорий. Сравнивая выводы теории (иерархической совокупности теорий) с фактами, мы, в сущности, проверяем соответствие принципов теории (или совокупности принципов теорий: общих и частных) ее предметной области8. При этом принципы теорий не являются «индуктивным обобщением фактов»: это наши предположения о природе реальности. Здесь и возникает вопрос: откуда берутся сами принципы? Сам Поппер вопрос о том, откуда берутся принципы теорий, выносил за рамки науки (постулируя, что наука - это проверка теорий, и только это). Но, даже если принять точку зрения Поппера, вопрос (пусть не в рамках науки, а в более широких рамках гносеологии) никуда не исчезает: принципы теорий могут иметь источником либо феноменально-материальный мир, либо мир априорно-идеальный (в истории европейской философии постулированный Платоном), - и никаких иных источников для нас как для людей (то есть существ, живущих в двух мирах: мире чувственных феноменов, и мире сознания) просто нет. Так, если мы трактуем принципы и аксиомы как интуитивное конструирование, все равно это не снимает вопроса о происхождении первичных элементов для оного. Соответственно, если принципы теорий нельзя получить из опыта, - значит, они идеально-априорны. Д. Природа морали. Прежде всего, как отметил еще Д. Юм, невозможно вывести этические положения из фактов (эмпирических обобщений): во всех попытках вывести моральные нормы из знаний о сущем неизменно присутствуют логические ошибки, а именно: переход от суждений со связкой «есть» к суждениям со связкой «должен» (что логически невозможно) [21. С. 33]. Было осуществлено множество попыток поставить принцип Юма (известный также как «гильотина Юма») под сомнение, но ясного опровержения до сих пор никто не смог предложить [22]. Как трактуют появление морали сторонники гипотезы эволюционизма? Начав производить искусственные орудия, наши предки нарушили этологический баланс между естественной вооруженностью диких животных и инстинктивным ограничением внутривидовых убийств. Практически все реконструированные черепа homo habilis (это первый представитель вида homo, то есть наш предполагаемый предок) имеют признаки искусственного повреждения: «…характер повреждений делает правдоподобным предположение, что они преимущественно получены в схватках с сородичами» [23. С. 47]. Выживание требовало дополнительной (отличающейся от биологических инстинктов) коллективной регуляции, то есть того, что сейчас именуется 8 При этом то, что с фактами сравниваются выводы частных теорий, и мы тем самым проверяем не одну какую-нибудь теорию в отдельности, а всегда целую группу теорий (иерархически организованную: от общих до частных) [20. С. 224], ничего принципиально не меняет: мы тем самым проверяем на соответствие предметной области иерархическую совокупность принципов (лежащих в основе теорий как общих, так и частных). 99 Метафизика, 2022, № 3 (45) словом «мораль». Как же появился этот надприродный механизм торможения агрессии? Согласно гипотезе А.П. Назаретяна, фактором, предохранившим наших предков от самоистребления, стала психопатология: «…без патологической лабилизации нервной системы и психики гоминид было бы невозможно превращение знака в основное орудие внешнего и внутреннего управления… решающую роль при восстановлении механизмов самоорганизации сыграла некрофобия - боязнь мертвецов… Страх перед мертвыми не только ограничивал агрессию, но также стимулировал биологически нецелесообразную заботу коллектива о раненых» [23. С. 49-51]. Согласно изложенной выше эволюционной гипотезе, мораль - это сорт невроза, сбой инстинктивной саморегуляции, каким-то удивительным образом создавший иррациональное ощущение единства с себе подобными. И наконец: «…в специальной литературе не обнаружено ни одной разработанной концепции, которая предлагала бы альтернативное объяснение механизмов, позволивших ранним гоминидам выжить» [23. С. 51]. Иными словами, других разработанных гипотез эволюционного происхождения морали, в сущности, нет. По нашему мнению, и вышеприведенное объяснение совершенно неубедительно. Идеалистический интеракционизм и реляционная парадигма в физике Проблемы (А-Д), по нашему мнению, не имеют удовлетворительного решения в рамках материалистических концепций (1-2), что предполагает обращение к дуалистической философской антропологии: человек есть соединение материального тела и идеальной субстанции (души), одним из атрибутов которой и является сознание. Какова же природа идеальной человеческой субстанции? Неоднократно высказывалось предположение, что душа есть структура в некоем поле - пока неизвестном физике («биополе» [24]) или поле известном (гравитационное поле [11]). Соответственно, душа есть некая структура, возможно, продолжающая существование после смерти физического тела, но, как и тело, существующая во времени и пространстве. Есть основания считать, что душа выходит за рамки пространства-времени: а) Ряд известных ученых и философов в явном виде принимают ту или иную версию платонизма, то есть признание объективности мира общих идей [25-27]. Так, Р. Пенроуз показал в ряде своих работ (в частности, рассматривая некоторые следствия из теоремы Геделя [25. §1.15-1.18]), что процесс человеческого мышления не может быть полностью алгоритмизирован. Феномен прямого понимания истинности Р. Пенроуз (и не только он) трактует как контакт с миром идей Платона: «…мы приходим, ни много ни мало, к объективному идеализму по Платону… математические концепции и математические истины существуют в их собственном, вполне реальном мире, в котором 100 Егоров Д.Г. Модель человека в контексте реляционной парадигмы теоретической физики отсутствует течение времени и который не имеет физического местонахождения» [25. §1.17]. Таким образом, у человека есть как минимум два типа мышления: алгоритмически-дедуктивное, связанное с материальным миром, и интуитивное (акты творчества, прямого постижения истины), к материальному миру не привязанное; б) моральное чувство, в соответствии с принципом Юма, также не основано и не выводимо из мира феноменов. Так, И. Кант, называя его «категорический императив», констатирует, что он есть: i) первичная данность нашего сознания; ii) связывает нас с миром ноуменов (первичной реальностью) [28]. В моральном чувстве (совести) нет сравнительных степеней «большеменьше», «выше-ниже» (свойственных для любых ощущений и чувств, связанных с пространством-временем); оно не может быть изменено никакими доводами интеллекта (хотя может быть интеллектом заглушено). Таким образом, мир идей Платона (мир ноуменов Канта): a) есть нечто, объективно существующее; б) то, с чем душа потенциально имеет связь9; в) не имеющее пространственно-временной локализации. Если считать, что пространство и время есть первичная реальность, в которую «погружен» весь Универсум, миру идей (ноуменов) в нем места нет. Представления, что пространство и время - первичный субстрат бытия, - соответствуют нашему повседневному опыту, и со времен Ньютона являются господствующими и в теоретической физике. Есть, однако, и альтернативная философская (метафизическая) позиция: считать пространство и время феноменами, определяемыми более фундаментальным уровнем бытия. В европейской философии это идеи Парменида, Платона, Беркли, Лейбница, Маха. В последние десятилетия эти представления развиваются в работах Р. Пенроуза, Ю.С. Владимирова и др. [1-2]. Причина обращения к реляционным идеям - не стремление к оригинальности, а способ решить фундаментальную проблему теоретической физики ХХ в. - рассогласованность между собой макрои микротеорий. Принципы и подходы общей теории относительности (и других вариантов теории гравитации), с одной стороны, и квантовой механики - с другой, существенно различны. Из формализма квантовой механики не выводятся принципы макротеорий, как это должно бы быть, исходя из принципа единства мира10. К настоящему времени предложено множество вариантов теорий «великого объединения» (в частности различные теории струн), но ни одна из них не решила всех проблем: «…теория струн трансформировалась в нечто такое (Мили Fтеорию), природа чего в настоящее время совершенно неясна… от “окончательной теории” мы гораздо дальше, чем кажется» [30. С. 837]. Как 9 В зависимости от поведения человека эта связь может усиливаться или уменьшаться: нарушение моральных норм (игнорирование голоса совести) приводит не только к потере морального чувства, но и способности к интуитивному творчеству (а вот алгоритмическое мышление при этом не страдает). 10 До сих пор распространено мнение, что и термодинамика (второй закон термодинамики, постулирующий неубывание энтропии) не согласуется с динамикой. По нашему мнению, это результат недоразумения [29]. 101 Метафизика, 2022, № 3 (45) пишет Ю.С. Владимиров, в результате настойчивых попыток построения квантовой теории гравитации сложилась убежденность, что «решение этой задачи возможно только на основе вывода пространственно-временных закономерностей из неких более элементарных физических факторов» [3. С. 10]. Реляционный подход (парадигма) отрицает самостоятельный характер пространства-времени, заменяя его отношением между объектами: «расстояние между взаимодействующими объектами определяется воздействием со стороны испущенного, но еще не поглощенного излучения всего окружающего мира» [5. С. 15-16]. Как по координатам точек можно, опираясь на теорему Пифагора, находить расстояния, так и по совокупности расстояний можно строить координаты, - соответственно, то, что мы воспринимаем как пространство и время, трактуется в рамках реляционной парадигмы как производное от совокупности взаимодействий между первичными объектами11. Что есть мир Платона с точки зрения реляционной парадигмы? Это есть некие сущности, управляющие (задающие) мир пространственно-временной, то есть принадлежащие к более фундаментальному уровню бытия, к которому принадлежит (как минимум частично) и душа человека, - ввиду чего она и обладает: 1) свободой воли; 2) способностью к интуитивному познанию. А как можно трактовать моральное чувство? Здесь важно отметить, что реляционная парадигма предполагает всеобщую взаимосвязь материальных систем («обусловленность локальных свойств объектов глобальными свойствами всего окружающего мира» [5. С. 25]). По нашему мнению, это означает наличие некоей единой Первопричины наблюдаемой Вселенной. В терминах платонизма это высшая идея - идея Единого (она же - идея Блага); в аристотелизме - Перводвигатель; в теологии такая Первопричина называется Бог. В чем сущность морального чувства? Это чувство есть диалектическая противоположность инстинкту самосохранения (эгоизму), - ощущение единства с какой-то системой более высокого уровня, нежели индивид (и поощряющее действие в интересах этой целостности). В своем развитии это ощущение единства может возрастать от единства с семьей до единства со всем человечеством, и даже всем миром12. В рамках развиваемых здесь представлений эта связь (потенциально - со всем миром) есть ничто иное, как связь души человека с Первопричиной бытия.×
About the authors
D. G Egorov
Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia
Email: de-888@ya.ru
28 Zonal highway, Pskov, 180014, Russian Federation
References
- Владимиров Ю. С. Метафизика. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.
- Владимиров Ю. С. Твисторная программа Пенроуза и бинарная геометрофизика // Метафизика. 2013. № 3. С. 33-54.
- Владимиров Ю. С. Идеи реляционно-статистического подхода к природе пространствавремени // Метафизика. 2014. № 2. С. 10-28.
- Владимиров Ю. С. Реляционные основания искомой теории // Метафизика. 2018. № 1. С. 8-15.
- Владимиров Ю. С. Принцип Маха и метрика пространства-времени // Метафизика. 2020. № 2. С. 8-27.
- Деннет Д. К. Разум от начала до конца. М.: Эксмо, 2021.
- Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
- Eccles J. C., Popper K. The Self and Its Brain. An Argument for Interactionism. London: Routledge, 2014.
- Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. М.: АН СССР, 1953.
- Нейрохирург Смеянович провел операции на мозге почти у 9000 пациентов. URL: https://doktora.by/konsultaciya-neyrohirurga-v-minske/neyrohirurg-smeyanovich-proveloperacii-na-mozge-pochti-u-9000 (дата обращения: 02.02.2022).
- Мухин Ю. И. Мы бессмертны! Научные доказательства Души. М.: Яуза, Эксмо, 2015.
- Роллс Дж. Классические случаи в психологии. СПб: Питер, 2010.
- Лукреций. О природе вещей. Т. 2. М.: АН СССР, 1947.
- Лукреций. О природе вещей. Т. 1. М.: АН СССР, 1946.
- Хомский Н. Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли. М.: КомКнига, 2005.
- Фрит К. Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Астрель: CORPUS, 2010.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс, 1992.
- Поппер К. Логика научного исследования // Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. С. 33-235.
- Панов А. Д. Природа математики, космология и структура реальности: физические основания математики // Метавселенная, пространство, время. М.: Институт философии РАН, 2013. С. 74-103.
- Дюгем П. Физическая теория: её цель и строение. М.: КомКнига, 2007.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. С. 53-655.
- Максимов Л. В. «Гильотина Юма»: pro et contra // Этическая мысль. Вып. 12. М.: Институт философии РАН, 2012. С. 124-142.
- Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.
- Кернбах С. Сверхъестественное. Научно доказанные факты. М.: Алгоритм, 2015.
- Penrose R. Shadows of the Mind: An Approach to the Missing Science of Consciousness. Oxford: Oxford University Press, 1994.
- Манин Ю. И. Математика как профессия и призвание // Математика как метафора. М.: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2008. С. 125-133.
- Панов А. Д. Природа математики, космология и структура реальности: объективность мира математических форм // Космология, физика, культура. М.: Институт философии РАН, 2011. С. 191-219.
- Кант И. Критика практического разума. М.: Эксмо-Пресс, 2015.
- Егоров Д. Г. Самоорганизация, энтропия, развитие: «порядок из хаоса» или «порядок из автономности»? // Философия науки. 2003. № 1. С. 3-17.
- Пенроуз Р. Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной. М.: Институт компьютерных исследований, 2007.
- Кулаков Ю. И. Теория физических структур. Новосибирск: Альфа-Виста, 2004.
- Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Сочинения: в четырех томах. Т. 4. М.: Наука, 1967. С. 126-129.
Supplementary files
